Подготовка и проведение прогулок – походов.
Летние месяцы очень благоприятны для организации пешеходных прогулок, экскурсий, прогулок по маршруту.
Туристические походы также являются действенным средством привлечения родителей к участию в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми.
Цель прогулок – оздоровление ребёнка и обогащение новыми впечатлениями. Прогулки по маршруту и экскурсии проводятся один-два раза (в старших группах до трёх раз) в неделю. Весь поход по времени равен продолжительности прогулки (согласно распорядку дня).
Продолжительность экскурсии или похода - прогулки для детей старшего дошкольного возраста не должна превышать 30-40 минут в одну сторону.
Длина пути для детей среднего возраста составляет не более 1,5 км в одну сторону, для старших детей не более 2 км. Через каждые 20-25 минут пути (с детьми 4-5-ти лет – через 10-15 минут) следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 минут в это время воспитатель проверяет одежду и обувь детей, их общее состояние, вспоминает с ними, что они видели по дороге). Для привала подбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищённое от ветра.
По улице, через дорогу дети идут парами, в парке, в сквере, по поляне и лугу – группами по 4-5 человек (это не утомляет детей, даёт возможность им наблюдать окружающие объекты), в лесу - цепочкой друг за другом (в целях безопасности). В конечном пункте маршрута делается привал на 20-30 минут. Во время отдыха дети собирают с воспитателями отдельные виды растений, насекомых, берут их с собой в детский сад для последующих наблюдений.
Можно также провести беседу, дидактическую игру, почитать книгу, разучить стихотворение. Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой подвижности (отдых после перехода), затем детям раздаются физкультурные пособия (мячи, скакалки, обручи и др.) для активной деятельности.
Можно во время прогулки провести очередные физкультурные занятия. Организационная деятельность детей включает также посильный систематический труд на воздухе.
Советы по подготовке и поведению прогулок по маршруту:
- прогулка-поход проводится только после тщательного изучения маршрута;
- тщательно продумывается содержание маршрута, похода;
- взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение;
- продумывается одежда детей – удобная и соответствующая погоде;
- о времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее;
- необходимо уточнить прогноз погоды;
- накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе обращения с объектами природы;
- взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности. Должны знать содержание аптечки и правила пользования ею;
- взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определённом ритме, равнении на самого слабого участника похода, ходьба не должна быть однообразной);
- план и маршрут согласовывают с медработниками, заведующим, заместителем заведующего;
- взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения. Оборудование для прогулки-похода: коврики и рюкзаки; корзиночки, ёмкость с водой и салфетки для рук, аптечка, книги, лопатки, мячи, скакалки, бадминтон, городки, эмблемы-флажки, обеспечивающие безопасность перехода через проезжую часть улицы. Содержание аптечки согласовывают с медицинскими работниками!