РЕКОМЕНДАЦИИ Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день
В целях совершенствования организации шестого школьного дня министр образования Игорь Карпенко подписал приказ от 19.01.2017 №21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня».
Никаких существенных изменений в работе педагогов не произойдет. Законодательство Республики Беларусь предусматривает для педагогов рабочую неделю продолжительностью не более 36 часов. В соответствии с Кодексом об образовании предусмотрена шестидневная школьная неделя.
Руководители учреждений образования, как и ранее, будут планировать расписание шестого школьного дня с учетом организации факультативных занятий для учащихся 9-11 классов, стимулирующих — для одаренных и талантливых детей, поддерживающих для слабоуспевающих.
Также в этот день учителя-предметники могут проводить предметные недели, научно-практические конференции, интеллектуальные конкурсы и др.
Особое внимание в приказе уделено взаимодействию с семьей. Родители, в случае необходимости, смогут посетить консультации, встретиться с педагогами-предметниками, обсудить вопросы, которые они не могут решить в силу своего рабочего времени в будние дни.
В шестой школьный день должны работать учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
Максимально занятыми в мероприятиях шестого школьного дня должны быть учащиеся, требующие особого педагогического внимания, состоящие на различных категориях профилактического учета.
Еще один пункт приказа подразумевает усиление работы объединений по интересам трудовой направленности — «Умелые руки», «Реальное дело», «Готовим сами», «Учимся шить», «Хозяюшка» и др.
Одно из принципиальных новшеств — решение вопросов трудового воспитания и взаимодействия общей средней школы с системой профессионально-технического образования. Будет уделено пристальное внимание — организации и проведению профориентационных мероприятий, допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся школ и гимназий на базе профессионально-технических и средних специальных учреждений. Проведение таких занятий (в шестой школьный день) на базе лицеев и колледжей поможет школьникам постичь навыки тех или иных профессий.
В подписанном документе есть указание и на организацию на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи зональных центров для проведения мероприятий в шестой школьный день, «выездных суббот» по месту жительства обучающихся в сельской местности, дополнительно проработав вопрос о возможности организации подвоза учащихся в шестой школьный день.
По-прежнему в школах и гимназиях будут проводиться физкультурно-оздоровительные мероприятия, игры, спартакиады, соревнования, занятия объединений по интересам спортивной направленности.
Отметим, что посещение учащимися и гимназистами мероприятий шестого школьного дня дело добровольное.
Оплата труда учителей, проводящих факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, производится в соответствии с установленной им педагогической нагрузкой.
Оплата труда классных руководителей, организующих мероприятия в 6-й школьный день, производится за счет часов организационно-воспитательной работы.
Кроме того, руководитель имеет право устанавливать стимулирующие выплаты (премии, надбавки) за проведение мероприятий в шестой школьный день.
Вопросы по организации шестого школьного дня
Изучение организации шестого школьного дня в учреждениях образования свидетельствует о необходимости проведения соответствующей разъяснительной работы с педагогическими коллективами, родительской общественностью и обучающимися.
Государственным учреждением образования «Академия последипломного образования» подготовлена информация по наиболее часто возникающим вопросам педагогов-практиков.
1.Какими нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь необходимо руководствоваться при организации работы учреждения общего среднего образования в шестой школьный день?
Педагогическим работникам учреждений образования необходимо руководствоваться следующими нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь, размещенными на интернет-портале Министерства образования в разделе «Шестой школьный день» и на интернет-сайте Академии последипломного образования в рубрике «Организация шестого школьного дня».
Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 19.01.2017 № 21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня».
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году».
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О дополнительных мерах по совершенствованию работы учреждений образования в шестой школьный день».
Рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день».
Методические рекомендации по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день.
2. Какова должна быть примерная продолжительность пребывания учащихся в учреждении образования в шестой школьный день?
Министерство образования рекомендует утвердить приказом руководителя учреждения образования продолжительность шестого школьного дня в режиме работы учреждения образования и предусмотреть в правилах внутреннего распорядка организацию работы в шестой школьный день. Примерная продолжительность пребывания учащихся в учреждении образования – не более 4-х часов.
3. Как планировать работу учреждения образования в шестой школьный день?
Планирование работы учреждения общего среднего образования в шестой школьный день осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь, возможностями учреждения образования и окружающей социальной среды.
Администрация школы совместно с учителями-предметниками, классными руководителями, специалистами социально-педагогической и психологической службы, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования и другими заинтересованными разрабатывают план, где должны быть отражены различные формы работы с учащимися и родителями в шестой школьный день. Такие нововведения носят рекомендательный характер. Каждая школа должна сама планировать работу в шестой школьный день: воспитательные мероприятия, расписание факультативных занятий, объединений по интересам, графики консультаций учителей-предметников и др.
Необходимо провести дополнительную разъяснительную работу в педагогических коллективах, а также в ходе родительских собраний проинформировать родителей (законных представителей) об особенностях организации шестого школьного дня.
Министерство образования обращает особое внимание органов управления образованием и руководителей учреждений образования на недопущение случаев формального подхода к планированию и проведению мероприятий в рамках шестого школьного дня.
4. Как должна оплачиваться работа педагогов в шестой школьный день?
Оплата труда учителей, проводящих факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, производится в соответствии с установленной им педагогической нагрузкой.
Оплата труда классных руководителей, организующих мероприятия в 6-й школьный день, производится за счет часов организационно-воспитательной работы. Помимо этого, руководитель имеет право устанавливать стимулирующие выплаты (премии, надбавки) за проведение мероприятий в шестой школьный день.
5. Как должно осуществляться информирование о работе учреждения образования в шестой школьный день?
Информация о предлагаемых в шестой день мероприятиях должна быть заблаговременно размещена на информационных стендах, интернет-сайтах учреждений образования, доведена до сведения родителей на общешкольных и классных родительских собраниях. На интернет-сайтах учреждений образования, в разделе «Шестой школьный день» рекомендуется размещать и поддерживать в актуальном состоянии: распорядок работы учреждения образования в шестой школьный день, утвержденный приказом руководителя, план работы учреждения образования в шестой школьный день, графики работы спортзалов, тренажерных залов, бассейнов, расписание работы объединений по интересам, спортивных секций, учреждений дополнительного образования и др., графики консультаций учителей-предметников, анонсы мероприятий, запланированных на шестой школьный день, информацию о проведенных мероприятиях и др.
В субботний день обучающиеся учреждений общего среднего образования могут посещать спортивные секции, объединения по интересам и творческие коллективы учреждений дополнительного образования детей и молодежи, специальные учебно-спортивные учреждения, учреждения культуры, а также иные социокультурные учреждения и организации.
6. Обязательно ли выносить все факультативы на шестой школьный день?
Не обязательно. Особое внимание в шестой школьный день необходимо уделить организации объединений по интересам, факультативных занятий для учащихся 9-11 классов. Перемещение факультативов на субботу позволяет не перегружать обучающихся: следует рассматривать шестой школьный день как более рациональное использование времени и возможности разгрузить учебную неделю. В субботу могут проходить физкультурно-оздоровительные, культурно-творческие мероприятия, встречи родителей с учителями-предметниками, родительские собрания и другие мероприятия. Должно четко работать содружество педагогов, родителей и учащихся исходя из целесообразности и с учетом специфики работы каждого конкретного учреждения образования.
7. Является ли для обучающихся посещение мероприятий шестого школьного дня добровольным?
Да, посещение обучающимися мероприятий шестого школьного дня является добровольным. Школа не должна препятствовать посещению в субботний день обучающимися учреждений общего среднего образования занятий в спортивных секциях, объединениях по интересам и творческих коллективах учреждений дополнительного образования детей и молодежи, специальных учебно-спортивных учреждений, учреждений культуры, а также иных социокультурных учреждений и организаций.
8. Каковы особенности профориентационной работы, трудового воспитания обучающихся в шестой школьный день?
Особенностью организации шестого школьного дня является проведение профориентационной работы, трудового воспитания обучающихся на качественно новом уровне и во взаимодействии со всеми заинтересованными. Новый формат воспитательных мероприятий предполагает формирование у обучающихся стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, перспективах профессионального пути, формирование готовности к будущей самостоятельной жизни.
Взаимодействие с учреждениями профессионального образования позволит учащимся получить информацию о тех профессиях, которые востребованы в стране и регионе, о перспективах развития рынка труда, наиболее реальных для трудоустройства выпускников данного учреждения образования. Старшеклассники должны видеть реальную заинтересованность в их труде на производстве, возможность успешной реализации через рабочие специальности. Профориентационная работа должна стать обязательным направлением работы в шестой школьный день и осуществляться с учетом запросов и потребностей учащихся.
В этой связи необходимо устанавливать контакты учреждений общего среднего образования через заключение договоров с учреждениями профессионально-технического, среднего специального, высшего образования с целью задействования ресурсов этих учреждений в организации профориентации обучающихся учреждений общего среднего образования (приглашение на профориентационные мероприятия представителей профессорско-преподавательского состава, ученического и студенческого актива; проведение тематических экскурсий и «дней открытых дверей», мастер-классов, других совместных профориентационных мероприятий; шефская помощь; сетевое общение, деятельность объединений по интересам трудовой направленности («Умелые руки», «Реальное дело», «Готовим сами», «Учимся шить», «Хозяюшка» и др.), организацию учебных бизнес-компаний в учреждениях общего среднего образования и др.).
Особое внимание рекомендуется уделять организации и проведению профориентационных мероприятий, допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся школ и гимназий на базе профессионально-технических и средних специальных учреждений. Проведение таких занятий в шестой школьный день на базе лицеев и колледжей поможет школьникам постичь навыки тех или иных профессий.
Современные подходы к организации этого направления работы изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2015 г. «Об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования»; в методических рекомендациях по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день от 7 февраля 2017 г.
9. Можно ли в шестой школьный день организовывать общественно полезный труд учащихся?
Шестой школьный день — благоприятное время для организации общественно полезного труда учащихся, волонтерской деятельности во взаимодействии с ОО «БРСМ», ОО «БРПО» (субботники, трудовые акции, благотворительные трудовые марафоны, акции по сбору вторсырья, оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе). На Интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь, в разделе «Идеологическая работа и воспитание», в рубрике «Информационно-аналитические и методические материалы» размещены рекомендации по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования.
10. Рекомендуется ли проведение в субботу туристско-экскурсионной работы?
В шестой школьный день рекомендуется проведение туристско-экскурсионной работы, содержание которой должно быть интегрировано с содержанием учебных программ по предметам, соответствовать возрастным и психофизическим особенностям учащихся.
В целях совершенствования туристско-экскурсионной деятельности с обучающимися, активизации работы по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения в учреждениях общего среднего образования Министерством образования Республики Беларусь разработан перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (размещен на Интернет-портале Министерства образования в разделе «Идеологическая работа и воспитание», в рубрике «Информационно-аналитические и методические материалы».
11. Какую роль в организации шестого дня играют специалисты СППС учреждений общего среднего образования?
Максимально занятыми в мероприятиях шестого школьного дня должны быть учащиеся, требующие особого педагогического внимания, состоящие на различных категориях профилактического учета.
Следует обеспечить в шестой школьный день обязательную работу специалистов СППС по заранее составленному графику, в первую очередь, с детьми, находящимися в социально опасном положении, состоящими на учете в ИДН, воспитывающимися в замещающих семьях. Необходимо обеспечить занятость этих учащихся в выходные дни с учетом интересов и способностей. К профилактической работе с такими детьми и их семьями следует более широко привлекать представителей социальных структур, способных оказать на них позитивное воздействие.
12. Как организовать работу с родителями в шестой школьный день?
Суббота – благоприятный день для проведения различных воспитательно-профилактических и коррекционно-реабилитационных, развивающих и досуговых мероприятий, а также работы с родителями. В шестой школьный день рекомендуется проведение «Родительских университетов», консультирования родителей по вопросам обучения учителями-предметниками и др. Материалы для работы с родителями размещены на интернет-сайте Академии последипломного образования в рубрике «Организация шестого школьного дня». Следует проводить работу по вовлечению родительской общественности в организацию шестого школьного дня: более широко привлекать родителей к работе объединений по интересам, проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и иных мероприятий воспитательной направленности.
13. Обязательно ли присутствие в учреждении образования всех учителей-предметников в шестой школьный день?
Никаких существенных изменений в работе педагогов не произойдет. Законодательство Республики Беларусь предусматривает для педагогических работников рабочую неделю продолжительностью не более 36 часов. В соответствии с Кодексом об образовании предусмотрена шестидневная школьная неделя.
Вопросы планирования шестого школьного дня находятся в компетенции учреждения образования. Администрация школы совместно с учителями-предметниками, классными руководителями, представителями социально-психологической службы разрабатывает план работы, в котором должны быть отражены различные формы работы с учащимися и родителями (законными представителями) в шестой школьный день.
В субботу работают учителя-предметники, которые проводят консультации, факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, различные мероприятия в соответствии с планом работы учреждения образования, расписанием занятий, графиком консультаций в этот день. На сайте учреждения образования, а также в дневниках учащихся целесообразно разместить график проведения конкретными учителями-предметниками консультаций для родителей в шестой школьный день.
14. Каковы примерные формы работы учителей-предметников с обучающимися в шестой школьный день?
Руководители учреждений образования, как и ранее, будут планировать расписание шестого школьного дня с учетом организации факультативных занятий для учащихся 9-11 классов, стимулирующих — для одаренных и талантливых детей, поддерживающих для слабоуспевающих.
В широком спектре рекомендуемых мероприятий в субботний день — предоставление образовательных услуг учителями начальной школы, в том числе на платной основе, по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Также в этот день учителя-предметники могут проводить предметные недели, научно-практические конференции, интеллектуальные конкурсы и др. Примерные формы работы с учащимися по учебным предметам в шестой школьный день размещены на интернет-сайте Академии последипломного образования в рубрике «Организация шестого школьного дня». В этой рубрике также размещены: опыт работы учреждений образования, учителей-методистов, инновационные проекты, успешно реализуемые в шестой школьный день, а также адреса сайтов, к которым могут обратиться при проведении консультаций учителя-предметники.